«4 миллиона человек было раскулачено. 2,5 миллиона из них побывало в кулацкой ссылке», — с такой страшной исторической справки об эпохе сталинских репрессий начинается восьмисерийная драма «Зулейха открывает глаза».
Споры об исторической точности и драматургии фильма, который в прошлом месяце собрал рекордную аудиторию у телеэкранов страны, не утихают до сих пор.
Кинокартина, поставленная по одноименному роману писательницы Гузель Яхиной, лауреата многочисленных российских и международных литературных премий, рассказывает о непростой и тяжелой участи татарского народа в 1930-е годы (как и многих других народов СССР, которым довелось почувствовать на себе бремя сталинских репрессий) через образ главной героини произведения Зулейхи.
Буквально с первых минут сериал держит зрителя в напряжении, погружая в гнетущую атмосферу чего-то фатального — угрозы, которая нависла над налаженным бытом всей семьи татарской крестьянки Зулейхи, чьи родные честным и тяжелым сельским трудом приумножали свое состояние долгие годы.
По сюжету фильма, узнав о неизбежном рейде большевиков, муж Зулейхи Муртаза, роль которого исполнил актер театра и кино Рамиль Сабитов, решает сделать тайник из продовольственных запасов. «С голоду не помрем. Будет что весной сеять!», — говорит Муртаза, укладывая мешки с продовольствием для их поспешной транспортировки в укромное от репрессивных отрядов место.
В приступе отчаянного гнева и ненависти к сталинским опричникам Муртаза, вооружившись топором, убивает домашний скот.
«Уничтожим значит?… А не подавитесь?!?» — воскликнул Муртаза после того, как подобрал камень с пропагандистской листовкой с надписью «Уничтожим кулака как класс».
Несмотря на попытки спасти свою семью и имущество, большевики убивают Муртазу, а Зулейху вместе с другими жителями патриархальной татарской деревни бесцеремонно отправляют в ссылку — на каторжные работы в Сибирь.
Согласно определению Верховного суда РФ от 30 марта 1999 года, «раскулачивание — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. "О мерах по ликвидации кулачества как класса"».
По словам Яхиной, написанию книги предшествовала тщательная и большая работа с историческими источниками, а также изучение мемуаров тех, кто подвергся репрессиям. Она рассказала The Moscow Times, что на создание романа ее вдохновили также и воспоминания родной бабушки, которая подверглась раскулачиванию и последующей ссылке в Сибирь в возрасте семи лет.
«Книгу о Зулейхе я писала, исходя из очень личной причины: мне хотелось просто разобраться в характере моей бабушки, которая сама прошла через раскулачивание, была мне очень близка и много в меня вложила, — рассказала Гузель Яхина. — При написании романа я совершенно чётко понимала, что никакие новые вещи не рассказываю. Более того, я даже специально вымарывала из рукописи документальные моменты, которые изначально прописала. Сегодня не стала бы вымарывать».
Тем не менее, среди многочисленных отзывов на kinopoisk.ru едва ли можно найти положительный комментарий о главном сериале этой весны.
«В картине представлен весь набор антисоветских штампов…» — одно из не самых грубых негативных мнений, которые заполонили главный российский кинопортал.
«Фильм поднимает очень тяжёлую и почти табуированную в кинематографе тему репрессий. По сути, у нас нет фильмов на эту тему», — поделился редким положительным откликом один из рецензентов, который явно оказался в меньшинстве среди потока критики.
По мнению историка и преподавательницы истории Тамары Эйдельман, возможная причина негативной реакции кроется в расхождении книги и сценария.
«Наверное они исходили из каких-то своих представлений о том, как должен развиваться сериал, — рассказала The Moscow Times Тамара Эйдельман. — Мне кажется, что у фильма есть и плюсы. Нужно видеть и недостатки, и достоинства».
По словам Эйдельман, поток «необоснованной» критики, который ранее обрушился на создателей сериала и актрису Чулпан Хаматову, является причиной того, что «фильм и книга касаются все еще непроработанных исторических вопросов. Эпоха коллективизации, сталинская эпоха — это страшная [психологическая] травма для всего народа».
Экранизация романа действительно несколько отличается от книжного повествования. Например, один из эпизодов, который вызвал настоящий скандал, рассказывает о ссылке политических заключенных, чьи имена в сериале совпали с настоящими именами российских представителей мусульманского духовенства, которых выслали или казнили.
«И книга, и фильм замечательные. Все эти ужасные репрессии были на самом деле и нашу семью они также коснулись, — рассказала The Moscow Times жительница Казани Гульсара. — Я с удовольствием прочитала книгу и посмотрела фильм. Конечно, фильм отличается от книги. Но игра актеров просто на высоте. Я думаю, что многие, кто критиковал фильм и актеров, просто не читали оригинальное произведение и плохо знают историю своей страны».
Сооснователь общественного мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36» Татьяна Курсина считает, что просветительская работа об эпохе сталинских репрессий сегодня полностью отсутствует. По мнению Курсиной, в школе и «в высшей школе» отсутствует надлежащее преподавание истории.
О теме «раскулачивания, спецпоселенцев (люди, выселенные во времена сталинских репрессий по социальному или национальному признакам — прим. The Moscow Times) разговор должен быть внятным, серьезным. Этот сериал сделал полезную работу, — сказала Курсина The Moscow Times. — Он заставил людей задуматься и переосмыслить этот пласт истории. Это чрезвычайно полезно».
Ранее, независимое социологическое агентство «Левада-Центр» опубликовало результаты опроса, который показал, что 40% россиян думают, что Сталин оставил в истории страны «больше хорошего, чем плохого».
По мнению режиссера сериала Егора Анашкина, большое количество «негативных эмоций» в адрес актеров и произведения говорит о том, что «общество не совсем здорово».
«Меня удивляет степень незнания истории», — сказал режиссер фильма The Moscow Times, добавив, что во время кастинга многие актеры школьного возраста не смогли ответить на вопрос о том, что такое раскулачивание.
«Они [школьники] говорили, что это, наверное, что-то связанное с "кулацкими" боями… Многие просто не знают, что такое [сталинские репрессии] было», — сказал Анашкин.
Этой весной в российской прессе появились сообщения о том, что главный храм вооруженных сил России в подмосковной Кубинке должна была украсить мозаика с изображением Иосифа Сталина, который, как известно, был главным гонителем Православной церкви и других религиозных конфессий, включая и ислам на подконтрольных СССР территориях.
«Очевидно, что травмы советского времени до сих пор не проработаны и что нам еще очень долго предстоит нести с собой этот исторический «багаж»», — подытожила Гузель Яхина.